Шихвердиев Ш.М.
ИЗ ИСТОРИИ ДРЕВНЕРУССКОЙ Астрологической мысли
На заре Горбачевской перестройки, на одном из первых книжных аукционов, автору этих строк посчастливилось приобрести сочинение Николая Тихонравова "Памятники отреченной русской литературы". Санктпетербург 1863г. 2тт. Изданное по цензурным соображениям (цензоры Архимандрит Макарий и Архимандрит Сергий) очень малым тиражом, для филологов славистов, это издание представляет большую библиографическую редкость и с тех пор ни разу не переиздавалось. С.В. Максимов приводит любопытные данные о розыске этой апокрифической литературы во второй половине ХIХ в. : "Духовенство всеми мерами старается изъять из обращения эти остатки старины...", но "переписчики тщательно прячут свою литературу... Наши корреспонденты, по крайней мере, сообщают из разных мест, что им лишь с величайшим трудом удалось достать нижеследующий текст поучения Климента о двенадцати пятницах". (Максимов С.В. "Нечистая сила, неведомая и крестная сила" с.510). Тоже самое можно сказать и об остальных произведениях.
Здесь собраны апокрифические сочинения относящиеся к ветхому и новому завету, как то: книга Еноха праведного, заветы 12-ти патриархов, слово о древе крестном, хождение Богородицы по мукам, прение Господне с дьяволом и т.д. Среди всех этих сочинений, а их здесь свыше пятидесяти, наше внимание особо привлекли древнерусские астрологические тексты: "О двенадцати Пятницах", "Громник", "Молнияник", "Колядник", "О часах добрых и злых", "О лунных днях", "Окружение Месяца", "Астрология", "Звездочтец". Предлагаем на суд читателей два сочинения: "О днях лунных" и "О двенадцати пятницах".
О дняхъ лунныхъ
( Из полууст. рукоп. Троицко- Сергиевой Лавры, XVI в.)
В первыи день луны Адам сътворен бысть. В тои день на все строен, купити и продати и по воде плавати, сеяти и садити и власы урезати тонци и гладци бывают, волы учити напрязати, свадьбы творити, порты скроити, завет творите, святый дом строити, на путь ходити, погыбшее скоро обрящется, недужный исцелеет до третьего дни. Аще родится мужеск пол весел будет и разумен в всем, мудр книжник будет, грехови будет, а долго живет. Тако и женскы полу родится честна и верна своему мужю, а злы невестен, сон збудется. Болному страх смерти до трех дни, аще минет и исцеляет.
Вторыи день луны от вечера Евга створена бысть от ребра Адамова. В той день все строити добро, брак, свадьбы творити, вино и мед перелевати, с властители с властители большими беседовати, семья копити, купля творите, дом строити, уход обрящется, а марен день сад не садити, роженое купец будет, по воде плавати смыслен будет, знамение имать на теле и на очию, аще разболится много болев зрав будет, тако и женский пол в тои же чине будет, не сонлива будет, а сон видит збудется ей, аще разболится смерти страха до 40 дни, аще минет тяжко болев исцелеет, а сон збудется по трех днех, год сух а не червен, лес сечи, сий день первого лучше, кровь пущай полудни.
Въ третий день луны Каин родился, тот день зол и лют велми, осуженнаго ради Каина от всего блюстися, Ни купити, ни продати, ни сеяти ни садити, аще свадьбу строити, скоро разлучится, погыбшее не обрящется, аще родится образно будет тяжебник и ротник и клятвенник, худ век клятвенник и гневлив, мудр и хитр всем злым делам и скуп будети аще и старости дойдет добре умрет, тако женьскы пол родится дерзка, многим мужем будет, не будет изменяющеся еи, саду не сади, не переливай вина и меду, сон яве збудется, вельми лес сече, а не червен, пятый, шестой, седбмой час зол.
Въ четвертый день луны Авель родился, тот день добр на все земля делати. По воде плавати, отходити, начаток творити, купити и продати, дом строити, пир чинити, дети на цчение давати, роженое злостранно будет, нездраво, разьолится двадцать дней болит, аще минет исцелеет, садов не сади, аще не уиде не обрящется, на путь не идти, а утра полудне леес сечи, кони теребити шерсть мала не хохлавата, исходится борзр отеку не будет, до шестого часа строити, а сон збудется, в том дни не проидет второй час злом.
Въ пятый день луны Каин принес богу неправду, то есть день лукавый. Год растучь, не червен, сыр вельми, сеяти, садити, свиней бити, кровь пущати рано на все подобно, дару не приносите никомуже, вдалечь путь не ходи, ни купити, ни продати, рожено безумно будет и больно, болев умрет, погибшее не обрящется, виноград не сади, сон збудется за сто дней заутра, час зол третий.
Въ шестой день луны родился Сиф, тот день добр. Сеяти, садити, хмели садити, власов обрезати, тонцы и гладцы бывают кудрявы, кровь не пущай. Год ростуь, сыр вельми, на брак идти, рыбы ловити и звери, семья купити животину всякую, погибшее обрящется, больно здрав будет, роженое разбойник будет, тяжебник, шестой час зол.
Въ день седьмой луны Каин принес богови неправду, в той день блюсти всего зла. Разболится умрет, роженое злочастно будет, главы своея не постригай, на путь не ходи, ни купи ни продай, погибшее не обрящется, вепри и овны учисти, кровь пущай весь день, сон збудется во иной день.
Въ восьмой день луны Мартусаил родися, той день добр на все, села и домы строити, четвероножныя богу приносити, дети на учение давати, кони учити, сеяти, садити, по воде плавати, в село входити, уход обрящется, село и кони и рыбы купити, роженое красно будет, сон ложен, кровь от полудни пущай, больной здрав будет, шестой час зол.
Въ девятый день луны Ланех родился, тот день на все добр. Сыр вельми древо присаживати, от шестого часа сеяти, садити и иное все делати добро, прощение у князя просити, к владыкам приходити, взаймы давати, молитвы приносити, кони учити, погыбшее обрящется, уход связан приведен будет, четвероножных не купити и крови не пущай. Весь день брань, сон збудется, в полдень час злой.
Въ десятый день лунный, в тот день ковчег сотворен был. Тот день добр добр на все. Земля делати, брак творити, кони учите, рыбы ловати, домы строите, винограды садите, дети на учение давати, роженое мужеск пол долгожителен, добудет добра, погыбшее не обрящется, кого свяжут отрешен будет, больной не долго болев умрет, жатва творити весь день, кровь весь день пущай, сон забудется.
Въ 11-й день луны, тот день добр купите, отходите, дети на учение давати, по воде плавати, сады садити, брак творити, уход скоро обрящется, роженое благоразумно будет, болев исцелеется, кровь весь день пущай, пшеница жати и ячмень сеяти, сон збудется яве, заутра зол час.
Въ 12- день луны Хам родился. В тот день ни купити ни продати, аще купит раба, не имает его обрести, жито сеяти, виноград садити, погыбшее обрящется, роженое злообразно будет, разболится 15 дни не встанет, пшеница и ячмень сеяти, год растучь сыр, сон лжив, кроь в вечере пущай, до кур весь день зол.
Въ 13- день луны виноград насажен Ноем. Тый день лукав, а иное все строите добро, винограды садити, лес сечи червен вельми також солнцу вшед застанет луна, зашедшу то тишекнется, в тои день добро скоты теребити тучен бывает, а кони ленивы, ленье гнеет, земля кыпра усше всех годов до 20 дний однакы дни вси, роженое пьяница будет, аще разболится 15 дни встанет или меньше то умрет, кровь весь день пущай, сон збудется яве, восмой час зол.
Въ 14-й день луны Исаак родися, тот день добр на все. Молитвы к богу принести,к владыкам приходити, ко царю молитеся, приношения творити, былие пити, погыбшее обрящется, вино и масло переливать и нивы жати, свещевати, дети на учение давати, роженое слепо будет, а не мудр, недужный здрав будет, купити и продати, уход избудет, сон збудется за дни, кровь пущай, весь день.
Въ 15-й день луны языцы размесишаяся сижду столп. Добро глиняные сосуды чинити, пещи строити, вапчну жеще, терние палити, погыбщее обрящется, рожено многолетно будет язычнообразен на беседу, сон збудется за 18 дни, кровь пущай весь день.
Въ 16-й день луны Нахор родися. Втой день купити и продати, неуки учити, села купати, аще родится разбойник будет, кровь пущай весь день и сеяти недобро, заутро зол час.
Въ 17-й день луны Содом и Гоморра запалены бысть. В той день аще родится не здрав бысть, аще разболится умрет, погыбщее не обрящется, сон збудется, крови не пущай, весь день брань, год ядрен, яловици и свинии бити, и ино животное, разве того весь день зол.
Въ 18-й день луны Исав родися. Семья купити, на путь ити, аще родится мудр будет, сон збудется, кровь рано пущай, год ядрен,яловици и свинии бити и иное все.
Въ 19-й день луны Яков приведе на жертву Исака. В той день аще родится мудр будет, по воде плавати ти зло, крови не пущай весь день, сон лжа есть, в полдень злой час, год ядрен, яловици и свинии бити и иное все.
Въ 20-й день луны Исак Якова благослови. В тои день аще родится мудр будет, погыбшее обрящется, аще разболится не умрет, сон збудется, кровь вечере пущай, сеяти и садити поколи чисто, весь день добр.
Въ 21-й день луны Саул благослави Самуилом пророком. В той день ни купити ни продати, ни врачеватети, ни в ризи в новы облачати, ни крови не пущати, весь день зол, точию сеяти и садити но очие небо чисто.
Въ 22-й день луны Иосиф родился. В тот день дети добро учити, свадьбы творити, аще родится мудр будет, аще разболится не умрет, сон збудется, кровь весь день пущай, весь день добр.
Въ 23-й день луны Веньямин родился. В тот день добро храмы основати, вино переливати, звери ловити и рыбы, погыбщее обрящется, аще родится мудр будет, а разболится не умрет, кровь весь день пущай, сеяти и садити, добр вес день.
Въ 24-й день луны Фараон родился. В той день добро в великий сан ввести, а разболится умрети, аще родится ловеч будет, кровь рано пущай, нестроен сеяти и садити, зол час.
Въ 25-й день луны впусти казнь на Египет. В тот день страшно есть, аще кто кленется погыбнет, а разболится постраждет, родится храбр будет, сон збудется, кровь рано пущай, час третий зол днем.
Въ 26-й день луны Моисей раздели море жезлом. Добро свадьбы творити, погибшее обрящется, аще родится не здрав будет, сон во 2-й и 3-й день збудется, кровь весь пущай, лес сечи сухо вельми несть отрасли, пещи созидати.
Въ 27-й день луны пусти бог жидом манну ясти. Добро купити ипродати и свадьбы творити, погыбшее обрящется, родившееся многолетнее будет, аще разболится не умрет, сон сбудется, кровь вечере пущай, лес сечи вельми сухо, отрасли резати и пещеры здати, весь день добр.
В 28-й день луны принес Иисус Навин. Добро купити и продати, дети на учение давати, по воде плавати, а родится пресильно имать жити, аще разболится не умрет, погыбшее обрящется, кровь вечери пущай, лес сечи сухо вельми, отрасли несть, с вечера зол час.
Въ 29-й день луны жидов принесоша землю обетованную. Добро домы строити, кони учити, а родится мудр будет, смерть ему будет на пути, сон того дни збудется, кровь утре пущай, сеяти и садити не строено, заутра зол час.
Въ 30-й день луны Саул проросе родися. В той день аще родится добра имать быти, аще разболится не умре, сон несть ничтоже, кровь весь день пущай, сеяти и садити, весь день добр.
Комментарии: Лунные дни это традиционная система счета времени, ориентированное на лунные фазы. Предсказательная астрология по лунным ритмам и фазам луны существовали еще в каменном веке, о чем свидетельствуют например: наскальные рисунки древнейших художников, мегалитические сооружения типа Стоунхенжа и т.п. В отличие от солнечного календаря, определявшего годовой (сезонный) и дневной (суточный) циклы времени, лунный календарь определяет время в пределах месячного и недельного циклов. Лунное время оказывается более органически включенным в общую систему древнего традиционного мировоззрения. Это связано с таким свойством луны, как изменчивость и сравнительно короткий, наблюдаемый цикл.
Сейсмическое, метеорологическое и биологическое воздействия приливообразующих сил Луны на живую и неживую природу трансформировалось в сознании первобытного человека в сверхъестественное и в частности породило лунный культ . Культ Луны возник и развивался почти одновременно и независимо во всех древнейших цивилизациях, о чем свидетельствуют многочисленные мифы связанные с Луной.
Практически у всех древнейших народов существовало множество лунных божеств (Древнешумерский Нанна, Индо-тибетский Сома, вавилонский Син, ацтекская Койольшауухки, римской Дианы, греческих Артемиды и Гекаты и др.), причем совпадение некоторых детородных ритмов с лунными предопределило создание культа лунных богинь.
В славянской мифологии функции управления лунными ритмами и циклами плодородия и воспроизводства биосферы были возложены на Велеса (Величайшего), воплощенного как в мужских, так и в женских ипостасях, а в христианское время возродилось в функциях святого Власия, Параскевы-Пятницы и Николы-угодника.
Идея глобального влияния Луны на живую и неживую природу, сформированная в языческих и религиозных культах, астрологических учениях и соответственно в лунных календарных системах эволюционировала, пройдя античный период и средневековье, и в трансформированном виде дошла до наших дней, о чем свидетельствуют сохранившиеся предания, связанные с влиянием Луны на погоду и живую природу и в том числе изложенные в сочинении "О днях лунных".
Сочинение "О днях лунных" предназначено для прогнозирования повседневной хозяйственной деятельности по лунному календарю, написано разговорно-деловым языком Московского государства, а ссылка на библейские персонажи придает ему должный авторитет.
Некоторые прогнозы в сочинении имеют явно оккультный характер: "сон збудется или не збудется", "погыбшее обрящется или нет"- пропажа найдется или нет, " уход избудет или уход приведен связан будет"- беглые крепостные скроются или будут пойманы и др.
Любопытны прогнозы на урожайность и погоду будущего года, которые даются в зависимости от того, какой день Луны (возраст Луны) приходится на первый день нового года по старому стилю- 1 марта (Евдокия): "Год ростучь, сыр вельми" (6-й и 12-й день луны)- год плодородный, влажный, "Год ядрен" (19-й день луны) - год хорош.
Любопытны также медицинские прогнозы о характере и продолжительности протекания болезней и благоприятных или неблагоприятных датах для лечения " пускания крови" - основному способу снижения артериального давления в древней Руси. Но не следует думать, что "..кровь весь день пущай." означает целый день пускать кровь это означает в любое время этого дня можно пускать кровь.
Погодные, сельскохозяйственные, медицинско- биологические прогнозы по лунному календарю могут иметь под собой вполне реальную основу. Так русские крестьяне заготавливали деловую древесину ("лес сечи") для постройки изб вблизи новолуния, а засолку капусты производили вблизи полнолуния. У русских крестьян считалось, что хлеб нужно сеять "в полном месяце": если сеять в новолуние, колос быстро растет и зреет, но не богат зернами, а хлеб, посеянный в полнолуние, хотя растет тихо и стеблем короток, зато обилен зерном. Чтобы лен уродился полный в зерне, надо сеять в полнолуние, чтобы долгий и волокнистый на молодой месяц, Считалось также, что скот резать лучше в полнолуние: тогда он полнее. ( Афанасьев А.Н. " Древо жизни". М. 1983г.)
Циклы и ритмы рождений, заболеваний, смерти, а также эмоционального состояния человека (день "злой" или "добрый") вполне могут совпадать или коррелировать с лунными, недаром древнейшие лунные боги в том числе и славянский Велес одновременно несли функции смерти и загробного мира. В наше время, перенасыщенное психологическими стрессами, обуславливает нашу психику в большей зависимости от лунных циклов, чем прежде. Астрологически полнолуние период наиболее сильных эмоций и поэтому душевной неустойчивости. Политикам следует быть особенно осторожным в эти дни. А бизнесменам мы не советуем откладывать начало дел на конец лунного цикла.
Дореволюционный русский хронолог Н. Степанов полагал, что средняя продолжительность человеческой жизни определяется длительностью лунного цикла Калиппы- 76 годами, состоящего в свою очередь из четырех 19-летних циклов Метона (кругов луны).
Сочинение "О днях лунных" безусловно представит интерес для современного читателя не только как памятник славянской культуры, дошедший до наших дней, но прежде всего как конкретный первоисточник лунной ритмики применительно к восточно - европейскому (Российскому) региону, так как публикуемые в средствах массовой информации лунные прогнозы рассчитаны по средневековой западно-европейской методике и непригодны для Российского региона (например, католические пасхально-лунные циклы, приуроченные к долготе и широте Ватикана, наступает неделей раньше, чем в православной пасхалии).
Мы не приводим таблиц лунных дней ибо предполагаем, что у всех наших читателей есть Эфемериды планет, по которым легко вычислить на любую дату соответствующий лунный день.
Следует учесть, что в сочинении продолжительность лунного месяца составляет 30 дней, а фактически 29.5 дней, вследствие чего некоторые календарные даты 30-го дня луны могут совпадать с наступающим 1-днем луны.
О двенадцати пятницах
(Изъ раскольничьей тетрадки нового письма).
( Аще кто в те дни содеет что скверно, или со женою своею, аще и въ законе пребудетъ, то отмститъ Богъ в животе семъ веце. Аще зачнется у него детiще, то будет слепъ или немъ или глупъ, или глухъ, или тать, или разбойник, или татьбу злу.....)
Климентъ, папа Римскiй, глаголетъ, поучая нас о двухънадесятехъ пятницахъ, просто рещы времянныхъ въ году. Выписано отъ древнихъ святыхъ отецъ преданiя, аще и вси святыя пятницы, подобаетъ всякому христiанину чтити, разсуждая великiе дни и почитая праздники предъ всеми пятницами, да не прiйдетъ никое на насъ незапное зло. Первая пятница на первой неделе великого поста: кто ту пятницу чтитъ, и тотъ человекъ внезапу смертiю не умретъ. Вторая пятница предъ днемъ Благовещенiя пресвятыя Богородицы: и кто ту пятницу чтитъ, и тотъ человекъ отъ напрасного убiйства сохраненъ будетъ. Третья пятница страстныя недели великаго поста: кто ту пятницу чтитъ, и тотъ человекъ отъ непрiятеля сохраненъ будет. Четвертая пятница предъ днемъ Вознесенiя Господня: кто ту пятницу чтитъ, и тотъ человекъ отъ утопленiя по водамъ плавающимъ сохраненъ будетъ. Пятая пятница предъ днемъ сошествiя Св. Духа: кто ту пятницу чтитъ, и тотъ человекъ отъ великого недостатку и скудости избавленъ будетъ. Шестая пятница предъ днемъ рождества Iоанна Предтечи: кто ту пятницу чтитъ, и тотъ человекъ от великого не- достатка и скудости избавленъ будетъ. Седьмая пятница предъ днемъ Св. Пророка Илiи: кто ту пятницу чтитъ, и тотъ человекъ от веч- ныя муки избавленъ будетъ. Осьмая пятница предъ днемъ Успенiя Пресв. Богородицы: кто ту пятницу чтитъ, и тотъ человекъ отъ искушенiя и трясавицы избавленъ будетъ. Девятая пятница предъ днем Космы и Дамiана: кто ту пятницу чтитъ и тот челоекъ отъ великого и смертного греха сохраненъ будетъ. Десятая пятница предъ днемъ Михаила Архангела: кто ту пятницу чтитъ, и того человека имя написано будет у Пресвятыя Богородицы на престоле. Перваянадесять пятница предъ днемъ Рождества Христова: кто ту пятницу чтитъ, и тотъ человекъ при смерти узритъ Пресвятую Богородицу. Втораянадесять пятница предъ днемъ Сретенiя Господня: кто ту пятницу чтитъ, и того человека имя написано будетъ у самого Господа въ книгахъ животныхъ.
Аще кто въ те дни содеетъ что скверно или со женою своею, аще и в законе пребудетъ, то отмститъ Богъ в животе семъ веце. Аще зачнется у него детище, то будет слепъ, или глупъ, или глухъ, или тать, или разбойник, или татьбу, злу начальникъ. Того ради по- добаетъ те дни хранити всякому православному христианину и во весь год среды и пятницы чистотою провожати, а не нечистотою и не объяданiемъ и не въ блуде. Богу нашему слава и ныне и присно и во веки векомъ, аминь.
Примечания: Данное произведение было опубликовано Н.С Тихонравовым вместе с другими вариантами под общим заголовком " О Двенадцати Пятницахъ". Мы не приводим остальные т.к. они написаны либо на древнем церковно - славянском, либо на сербском языках, что представляет некоторые трудности при их прочтении.
Данное произведение представляет трасформированное в христианское время особый культ Макоши-Пятницы (см рис.1), вера в 12 пятниц в году и особого апокрифического пятничного календаря. Оберегаемый от церковной цензуры, народный календарь лишь частично соприкасался с церковным. Полный заголовок апокрифа таков: "Поучение, иже во святых отца нашего Климента, папы Рымского о двенадесятницах". Пятницы даже не названы им дано общее название, как и христианским двунадесятым праздникам, что создает впечатление особого, параллельного церковному, календаря, в котором год кончается не 31 декабря, а 6 января. Распределяются в году 12 пятниц так:
1-я пятница первая неделя Великого поста (скользящая пасхальная шкала);
2-я "-" перед Благовещением ( до 25 марта по старому стилю);
3-я "-" Страстная пятница (перед пасхой)
4-я "-" перед Вознесением (пасхальная шкала);
5-я "-" перед Духовым днем
6-я "-" перед днем Ивана Купалы (до 24 июня);
7-я "-" перед Ильиным днем (до20 июля);
8-я "-" перед Успеньем (до 15 августа);
9-я "-" перед днем Кузьмы и Демьяна (до 1 ноября);
10-я "-" перед Михайловым днем (до 8 нноября);
11-я "-" перед Рождеством (до 25 декабря);
12-я "-" перед Богоявлением (до 6 января)
Число 12 в календарном счете всегда наводит на мысль о распределении по всем 12-ти месяцам. В данном случае мы имеем дело с документом, в котором строгая календарность нарушена скользящим пасхальным циклом (пятницы 1-я,3-я, 4-я,5-я), за которыми трудно разглядеть языческую основу. Праздники "в числе", т.е. имеющие устойчивые календарные даты, покрывают 8 месяцев из 12 (январь, март, июнь- август, и октябрь-декабрь). на февраль-май приходятся две пятницы пасхального цикла (1-я и 3-я) и на июнь-июль то же (4-я и 5-я).На сентябрь не приходится ни одной пятницы. Возможно, что до вторжения церковного календаря 12 пятниц равномерно распределялись по всему году и представляли собой своеобразные календы, которые оказались нарушенными такими днями, как начало великого поста, пасха, вознесение, духов день.
Распределение пятниц по языческому образцу будет выглядеть следующим образом:
1-я пятница пахота,сев;
2-я "-" языческая масленица; комоедицы; весеннее равноденствие;
3-я "-" выгон скота; первые всходы;
4-я "-" Ляльник, Юрьев день;
5-я "-" Ярило;
6-я "-" Купала; летнее солнцестояние;
7-я "-" Перунов день;
8-я "-" Рожаницы, конец жатвы;
9-я "-" Макошь;
10-я "-" Макошь;
11-я "-" карачун; коляда; Дажьбожий день; зимнее солнцестояние;
12-я "-" Велесов день; первые дни января (см. рис2).
На этом рисунке мы видим уникальный сюжет севернорусской вышивки "месяцесловы" или "месяцы". Это круги, затейливо вышитые на полотенцах. Полотенца с кругами висели прежде вместо календарей. Их берегли, передавали из поколения в поколение. "Месяц" на рис. 2 изображен в виде свернувшейся в кольцо гусеницы, расчлененной на несколько десятков поперечных секций. Счет идет на посолонь (по часовой стрелке) начиная с января. Подробнее смотри Дурасов "Каргопольские народные вышивки - месяцесловы. СЭ, 1978, 3.
Особый интерес представляют 9-я и 10-я пятницы посвященные культу Макоши-Пятницы, они считались главнейшими из всех двенадцати. "Десятая пятница считалась самой старшей; вместе с девятой пятницей она приносит молитвы богу прежде всех других пятниц..." (Максимов С.В. "Нечистая, неведомая и крестная сила" с.512). Этот период начало ноября является началом нового цикла деревенских женских работ: тяжелая страда позади. Хлеб убран, лен надерган, вымочен и оттрепан; с Михайлова дня, по народным приметам, должен начинаться первопуток, устойчивый санный путь, и одновременно начинались долгие зимние посиделки коллективное прядение льна и шерсти. Во время посиделок пелись песни, рассказывались сказки, разгадывались мудренные загадки, которые девушки загадывали парням; иногда работа перемежалась играми и танцами. Две главные пятницы стояли у начала этого интересного и веселого сезона, они как бы открывали его. Это был как бы эпиграф ко всему зимнему сезону.
Второй темой ноябрьских празднеств было сватовство и замужество. На день Кузьмы и Демьяна (Кузьминки) устраивается братчина. Организуют "ссыпку" девушки, а на готовое приглашают парней. Обрядовым кушаньем здесь являются каша и куры. Кузьминки иногда называют "куриным праздником", "курьими именинами".
Интервал между 9-й и 10-й пятницами равен одной неделе. Точно так же и перед Ильиным днем (Перуновым днем) готовиться начинали за неделю.
Признание 10-й пятницы самой главной во всем году заставляет нас считать время от Кузьминок до Михайлова дня неделей подготовки к празднику в честь важного и значительного божества. Вся обрядность связана с женскими делами, началом брачного сезона и долгой поры женских работ на веселых посиделках. Все эти празднества в честь Пятницы-Макоши, единственной языческой богини, которой князь Владимир в 980 году поставил памятник в Киеве вместе с Перуном, Дажьбогом, Стрибогом, Хорсом и Симарглом. И у других индоевропейских народов день пятницы тоже был посвящен женскому божеству Венере (например, vandredi у французов) или Фрейе (например, Freitag у немцев и Friday у англичан).
(Подробно о культе Макоши-Пятницы смотри Рыбаков Б.А. "Язычество древних славян" Москва 1981г., откуда мы позаимствовали некоторую информацию).
Возвращаясь к нашему сочинению следует отметить, что автор сочинения определяет критические дни в течении всего пасхального года (т.е от пасхи до следующей пасхи), а не календарного, от начала года и до конца. И поэтому эти дни будут разными в зависимости от года. Интересно отметить предостережение автора, подкрепленное авторитетом отцов церкви, о запрете на интимные отношения и зачатия в эти дни и утверждение, что иначе родившееся дите будет иметь физические недостатки и неуравновешенную психику. Из контекста сочинения также видно, что в эти дни не рекомендуется выходить из дома. Рекомендуется даже более строгое правило а именно: "...во весь год в среды и пятницы чисто провожати, а не нечистотою и не объяданiемъ и не въ блуде." Приводим даты этих критических дней, неблагобриятными их назвать нельзя, ибо для тех кто чтит эти 12 пятниц ждут различные вознаграждения как на этом, так и на том свете